Врожденная близорукость: причины, диагностика, лечение

Диагностика и лечение врожденной близорукости

Врожденная близорукость (или миопия) — заболевание, проявление которого провоцируют отклонения в развитии глазного яблока в течении внутриутробного развития эмбриона. Часто встречается миопия, обусловленная недоношенностью, гипоксией или заболеваниями, которыми страдала мать в первые месяцы беременности.

Большинство младенцев рождаются дальнозоркими, что считается нормальным в первые месяцы жизни. Как известно, глазное яблоко младенца имеет укороченный вид, когда световые лучи проходят через преломляющую глазную среду, то фокусировка происходит не на сетчатке, а за ней. У некоторых детей дальнозоркость остается нормой даже в первые годы жизни. По мере роста ребенка должно расти и глазное яблоко, благодаря чему оптический фокус постепенно будет перемещаться на сетчатку глаза. Однако, если такая характерная особенность не проходит к шести годам, следует срочно обратиться к детскому врачу-офтальмологу.

В случае врожденной миопии, ребенок рождается с уже удлиненным глазным яблоком, таким образом, световые лучи просто не могут дойти до сетчатки. Последнее представляет большую опасность, так как не позволяет правильно сформироваться зрительному анализатору, что влияет на общее развитие ребенка.

Диагностика врожденной близорукости

Диагностика врожденной близорукости на ранних стадиях крайне важна. Если вовремя не поставить правильный диагноз, со временем проблема может начать прогрессировать. Позднее выявление заболевания приводит к серьезным нарушениям в последующие годы жизни. Если вовремя не скорректировать близорукость, на первом году жизни, у ребенка может развиться рефракционная амблиопия или косоглазие содружественного типа. Для устранения последнего понадобится значительно больше времени и сил.

Как известно, первый офтальмологический осмотр младенцев происходит еще в роддоме, но в случае уже присутствующей миопии обычный осмотр может не выявить патологию. Для этого важно проводить комплексную диагностику зрения новорожденных. В офтальмологическом центре “Омикрон” для этого есть всё, что нужно: современное высококачественное оборудование, высококвалифицированные специалисты, эффективная методика диагностики.

Главной целью раннего диагностирования врожденной близорукости является возможность назначения правильной оптической коррекции зрительной системы ребенка. Последнего можно добиться посредством современных корректирующих очков или контактных линз.

Известно, что в группу риска врожденной миопии попадают те детки, чьи оба родителя уже страдали данной патологией. Однако именно наследственный тип врожденной миопатии развивается значительно позже — под влиянием тех или иных негативных факторов, тогда как просто врожденная миопия достигает своего развития еще на внутриутробном этапе развития ребенка, что очень опасно в дальнейшем.

Лечение врожденной близорукости

В лечении данной патологии важным условием является регулярное наблюдение за ребенком у врача-офтальмолога. Количество осмотров в месяц или в неделю определяет сам офтальмолог. Индивидуальный график посещения врача, как и профилактическое лечение, будут выстроены после получения всех результатов обследований.

Итак, методы лечения врожденной близорукости определяются первым делом ее степенью, склонностью к прогрессу и присутствием тех или иных осложнений. В случае прогрессирующей близорукости до 0,5 D за год, часто применяют на практике выжидательную тактику. В других случаях для лечения используют целый комплекс различных методик: оптические, медикаментозные, физиотерапевтические, аппаратные.

Безусловно, правильный подбор очков или соответствующих контактных линз (детям более старшего возраста) — всегда верный способ лечения врожденной близорукости. При слабой или средней степени близорукости очки назначают только для просмотра отдаленных предметов. Однако при высокой степени миопии потребуется носить очки постоянно.

К немедикаментозным методам лечения врожденной близорукости относится:

• сбалансированное питание,
  • общеукрепляющий режим,
  • вакуумный массаж,
  • электростимуляция,
  • лазеротерапия,
  • упражнения для тренировки аккомодации,
  • конвергенция,
  • электрофорез,
  • массаж шейно-воротниковой зоны,
  • иглорефлексотерапия.

Если говорить о медикаментозном лечении близорукости, то обычно назначают витаминно-минеральный комплекс, а также сосудорасширяющие препараты (включая трентал, никотиновую кислоту), инстилляции глазных капель.

Хирургическое лечение показано только в случае высокой степени близорукости. Последнее предусматривает склеропластику, которая останавливает растяжение склеры. Лазерная коррекция зрения позволительна только лицам, достигшим 18 лет.