Катаракта и глаукома: лечение, профилактика

Катаракта и глаукома

Катаракта — сложное заболевание, последствием которого может стать как частичная, так и полная утрата зрения. Единственным эффективным методом устранения катаракты считается операция, в ходе которой врач-офтальмолог удаляет помутневший хрусталик глаза и вставляет на его место интраокулярную линзу.

Специалисты не рекомендуют откладывать операцию, полагаясь на то, что болезнь пройдет сама по себе или хирургическое вмешательство можно будет провести в любое время. Затягивание с лечением может, к сожалению, привести к очень серьезным осложнениям зрения. А именно, если катаракту в течение продолжительного времени не лечить, помутневший хрусталик начнет постепенно уплотняться и становиться больше в размерах, тем самым занимая внутри глаза все больше места.

Эти процессы приводят к тому, что внутриглазное давление начинает стремительно увеличиваться, поэтому зрительный нерв и сетчатка ощущают на себе повышенную нагрузку. Одним из наиболее серьезных осложнений, которое возникает, если не лечить катаракту, является глаукома. Стоит помнить, что при этой патологии восстановить утраченные зрительные функции невозможно. Поэтому лечение глаукомы направлено не на ее устранение, а прекращение дальнейшего развития.

Методики коррекции глаукомы и катаракты

В некоторых случаях глаукома не является последствием катаракты. При этом оба заболевания развиваются по отдельности и не обусловлены друг другом. Но в любом случае катаракта требует немедленного хирургического лечения. На протяжении длительного времени глаукома считалась весомым противопоказанием для проведения операции по устранению катаракты. Однако стремительное развитие катарактальной отрасли хирургии и создание инновационных интраокулярных линз позволило проводить операцию больным с катарактой, даже если она осложнена открытоугольной или закрытоугольной глаукомой.

В том случае, если глаукома появилась на фоне увеличения области поражения хрусталика катарактой, офтальмологи прибегают к удалению этого участка хрусталика и замены его имплантатом — интраокулярной линзой. Эта операция позволяет привести в норму внутриглазное давление, а также остановить дальнейшее прогрессирование патологии.

В наиболее тяжелых случаях врачам приходится проводить операцию в два этапа. На первом этапе выполняется удаление глаукомы с помощью методики глубокой склерэктомии (НГСЭ). Данная процедура позволяет восстановить в глазу оптимальный баланс жидкости, а также существенно снизить внутриглазное давление.

На следующем этапе хирургического вмешательства проводится операция по устранению катаракты — факоэмульсификация катаракты. Во время процедуры с помощью лазера удаляют помутненный хрусталик, после чего на его место имплантируют искусственную линзу. Операция совершенно безболезненна, проводится в режиме одного дня, не требует госпитализации пациента, после нее не возникают серьезные осложнения.