Гипертоническая ретинопатия: стадии, причины, симптомы, диагностика, лечение

Гипертоническая ретинопатия

Гипертоническая ретинопатия является серьезным осложнением гипертонической болезни, наблюдается комплексное поражение сетчатки и сосудов глаза. Если не начать своевременно лечение, могут возникнуть серьезные нарушения кровообращения в сетчатке и зрительном нерве. Заболеванием часто страдают люди с повышенным артериальным давлением, больные почечной гипертензией и болезнью надпочечников, а также пожилые люди. На начальных стадиях болезнь протекает бессимптомно, на более поздних – дает о себе знать значительным ухудшением зрения.

Стадии гипертонической ретинопатии

Принято выделять четыре основные стадии гипертонической ретинопатии:

1. Гипертоническая ангиопатия. На данной стадии происходящие функциональные изменения еще обратимы, они затрагивают мелкие сосуды сетчатки.
  2. Гипертонический ангиосклероз. Стадия, которой присущи органические видоизменения ретинальных сосудов.
  3. Непосредственно гипертоническая ретинопатия. Характеризуется стадия измененными сосудами, вокруг которых появляются очаги (обычно в самой ткани сетчатки). Стадия характеризуется появлением очаговых помутнений, проявляющихся кровоизлияний и различного рода дегенеративных отклонений в центральной части.
  4. Гипертоническая нейроретинопатия. По своим проявлениям данная стадия относится к ангиопатии и ангиосклерозу, характеризуется присоединенным отеком и помутнением поверхности сетчатки в области над диском зрительного нерва. На данной стадии зрение значительно ухудшается.

Причины гипертонической ретинопатии

Главной причиной гипертонической ретинопатии считается высокое артериальное давление, присутствующее у человека продолжительный период времени. Риск данного осложнения присущ особенно тем лицам, которым было проведено ненадлежащее лечение гипертонической болезни. Другими причинами возникновения данной патологии считается сахарный диабет, курение, атеросклероз.

Симптомы гипертонической ретинопатии

Известно, что гипертоническая болезнь характеризуется поражением сосудов сетчатки. У большинства пациентов болезнь протекает бессимптомно, а исходом ее будет значительное снижения зрения, в редких случаях – полная потеря зрения.

Основными симптомами гипертонической ретинопатии являются: плавающие пятна или «мушки» перед глазами, расплывчатость изображений, темные полосы или «пелена» перед глазами, заметное снижение зрения в вечернее и ночное время суток.

Гипертоническая ретинопатия опасна тем, что может сопровождаться отслойкой сетчатки. Последнее проявляет себя в виде пятен, плавающих полосок, вспышек света, тенями или «пеленой» на конкретном промежутке поля зрения. Также могут появляться черные пятна и расплывчатость изображения.

Диагностика гипертонической ретинопатии

Диагностика данного заболевания состоит в исследовании глазного дна. В последнем помогает такая процедура как офтальмоскопия. Кроме того, офтальмоскопия позволяет изучить состояние сосудов сетчатки, провести обследование диска зрительного нерва и выявить другие всевозможные отклонения, которыми могут быть кровоизлияния или нехарактерные ранее жировые отложения.

Офтальмоскопия проводится с помощью офтальмоскопа, этот прибор представляет собой вогнутое зеркало круглой формы, с отверстием в центре. Однако сегодня классический офтальмоскоп вытесняет его электрический «потомок», позволяющий не просто рассмотреть глазное дно, но и при необходимости даже его сфотографировать.

С целью более детального исследования глазного дна проводят расширение зрачка с помощью закапывания глаза специальным препаратом.

В ходе диагностики гипертонической ретинопатии офтальмолог может обнаружить спазм артериол сетчатки глаза, кровоизлияния в сетчатку или стекловидное тело глаза, жировые отложения на сетчатке, отек диска зрительного нерва, который часто встречается на последней стадии данного заболевания), непрозрачную и плотную стенку сосудов (гипертонический ангиосклероз) и отслойку сетчатки.

Также специалистом может быть назначена флуоресцентная ангиография, с помощью которой могут быть обнаружены отклонения в сосудах сетчатки глаза. Для осуществления данной процедуры пациенту вводят специальное красящее вещество внутривенно, а после этого проводят офтальмоскопию.

Когерентная томография – еще один метод диагностики гипертонической ретинопатии. Метод позволяет получить более детальную информацию о каждом слое сетчатки глаза, выявив области утолщения с жировыми отложениями и возможное кровоизлияние.

Лечение гипертонической ретинопатии

Лечение данного заболевания, в первую очередь, будет зависеть от его стадии развития. Почти всегда лечение начинают с медикаментозной терапии, используя сосудорасширяющие средства, витамины и антикоагулянты. В дальнейшем может быть проведено хирургическое лечение, а именно лазерная коагуляция.

Главное в лечении гипертонической ретинопатии – устранить причины, вызвавшие недомогание. Откладывать лечение противопоказано, поскольку такая отсрочка может привести к полной слепоте.

Лучшей профилактикой гипертонической ретинопатии будет регулярное посещение офтальмолога, поскольку только он сможет обнаружить заболевание на ранней стадии и воспрепятствовать дальнейшему его развитию.