Лазерная коагуляция сетчатки глаза: нужна ли она, кому показана и стоит ли ее бояться

Операция по укреплению сетчатки: отвечаем на все «а если»

Не все патологии органов зрения человек замечает на начальной стадии. Некоторые годами развиваются бессимптомно, чтобы затем в одночасье «выстрелить» и поставить человека перед фактом своих разрушительных последствий.

интересный факт о лазерной коагуляции сетчатки
Это не больно. Коагуляция проводится под анестетиком, пациент может ощущать покалывание или головокружение.

К таким коварным явлениям относятся патологии сетчатки глаза. Они весьма распространены и успешно поддаются лечению, но только до тех пор, пока дегенеративные процессы не зашли слишком далеко.

А если нет никаких изменений в зрении, почему надо беспокоиться?

К сожалению, даже если нет явных признаков заболевания, повод для беспокойства все же есть. Существует довольно большая группа риска развития патологий сетчатки:

• люди с высокой степенью близорукости. Их сетчатка перерастянута, так как глазное яблоко имеет вытянутую форму. Постепенно на периферии она истончается, ухудшается клеточное питание, появляются дистрофические очаги.
  • люди с измененным метаболизмом — с нарушением кровообращения, сахарным диабетом и даже те, чей возраст перешагнул за 40. Обмен веществ в организме таких людей ухудшается. Сетчатка опять же испытывает дефицит питания и ослабевает.
  • и наконец, люди, чья деятельность сопряжена с большими физическими нагрузками (подъем тяжестей, работа в наклонном положении тела, контактные виды спорта, где велика вероятность удара в глаз).

А если не лечить дистрофию сетчатки?

Если оставить изменения без внимания, дистрофические очаги могут разрастаться. На них появляются микроразрывы, что провоцирует расслоение сетчатки. На этом этапе нарушения зрительного восприятия становятся заметны:

• появляются фотопсии («искры», «сверкания» в глазу);
  • выпадают участки поля зрения;
  • искажаются формы и размеры предметов;
  • снижается острота зрения.

Симптомы зависят от того, на каком участке произошло отслоение, и от масштабов поражения.

Не все разрывы на сетчатке обязательно приводят к ее расслоению. Но возникнуть оно может внезапно и быстро прогрессировать, так как между слоями сетчатки накапливается жидкость.

А если сетчатка слабая, как ее укрепить?

Если обнаружены дистрофические очаги, укрепить их помогает лазерная коагуляция сетчатки глаза. Суть метода заключается в точечном воздействии лазером на поврежденные участки. Лазер разогревает ткани, белок в месте воздействия распадается, образуются коагулянты («точки склейки»), и оболочки таким образом спаиваются.

Благодаря этому сетчатка укрепляется, улучшается ее кровоснабжение и питание пораженных областей, предотвращается проникновение жидкости между слоями.

лазерная коагуляция сетчатки

В зависимости от стадии патологии лазер обрабатывает сетчатку или локально, или по всей площади (за исключением центра). Если зона обработки большая, процедуру проводят в несколько этапов с интервалом в несколько месяцев.

А если отслоение уже произошло?

Отслоение сетчатки плохо поддается лечению и может привести к необратимой потере зрения. Из-за быстрого прогрессирования патологии, при обнаружении даже самых маленьких участков отслаивания, ограничительную лазерную коагуляцию сетчатки проводят в экстренном порядке, чтобы «точки склейки» удержали слои от дальнейшего расхождения.

В остальных случаях это плановая операция.

К сожалению, если произошло значительное отслоение сетчатки глаза, лечение с помощью лазера не принесет результата. Потребуется более сложное оперативное вмешательство.

А если проведена лазерная коагуляция сетчатки глаза, зрение восстановится?

Основная цель этой операции — именно избежать развития дальнейших осложнений. Зрение после лазерной коагуляции сетчатки глаза не улучшится. Оно не будет ухудшаться! Это поможет обойтись в дальнейшем без тяжелых операций.

А если есть беременность?

Беременным женщинам со средней и высокой степенью близорукости, которые хотели бы рожать самостоaятельно, лазерная коагуляция сетчатки глаза даже показана. Проводить ее можно вплоть до 35 недели.

При больших нагрузках во время потуг велик риск разрыва и отслойки внутренней оболочки глаза, поэтому без этой профилактической меры, скорее всего, будущей маме со слабой сетчаткой будет предписано кесарево.

У нас есть отдельная статья на эту тему.

А если страшно делать операцию?

Многие переживают, что делать лазерную коагуляцию сетчатки больно. Сама операция проводится с мощным местным анестетиком. В зависимости от порога чувствительности, некоторые пациенты ощущают покалывания и приступы головокружения. Но в целом операция переносится хорошо, и пациент после нее самостоятельно уходит домой. Возможно провести лечение сетчатки лазером сразу на обоих глазах в один день.

лазерная коагуляция сетчатки

Длительность операции — до получаса, в зависимости от площади обработки.

Глазам требуется перерыв от работы каждые 20 минут

Это бесшовная, бескровная и бесконтактная процедура. С помощью специальной линзы врач фокусирует на сетчатке два лазерных луча. Красный луч помогает точно прицелиться на нужный участок. Второй луч «выстреливает» и осуществляет саму операцию.

Важно глаз держать открытым и смотреть в том направлении, куда скажет врач.

А если операцию сделали, будут ли ограничения на физическую активность?

Первые 48 часов после операции организм находится в состоянии стресса. Требуется время, чтобы микроожоги на сетчатке зажили. Рекомендуется соблюдать постельный режим, отказаться от чтения, рукоделия и работы за компьютером.

После лазерной коагуляции сетчатки в течение недели нельзя посещать баню, принимать алкоголь, совершать резкие движения головой и наклоны. Чтобы поднять что-то с пола, сначала придется присесть. Тяжести разрешено поднимать не больше килограмма. Малейшая физическая активность будет болью отдаваться в глазу. Поэтому спорт после лазерной коагуляции сетчатки на первое время противопоказан.

Сроки полного восстановления зависят от площади обработанной поверхности сетчатки и индивидуальных особенностей пациента. В среднем уже через две недели человек возвращается к привычному ритму жизни.

Лучше на этот период взять больничный.

А если попробовать консервативное лечение?

Многие пациенты на консультации спрашивают, можно ли восстановить сетчатку глаза консервативно. Скажем так: уже имеющиеся разрывы сетчатки и тем более зоны ее отслоения самостоятельно не зарастут. Тут поможет только операция.

Но если их еще нет, то можно делать гимнастику для глаз. Это усилит кровообращение в глазном яблоке и улучшит питание тканей.

Пища, богатая витаминами, минералами, также способствует улучшению метаболизма.

А если симптомов нет, как отследить начало опасных изменений в сетчатке?

Важно, если вы находитесь в группе риска, проходить комплексную диагностику органов зрения раз в 6–8 месяцев.

Она занимает около часа и дает детальное представление о состоянии всех структур глаза. Что позволяет вовремя заметить патологические изменения в сетчатке и укрепить ее с помощью лазера.

Обычный визит к офтальмологу может не выявить начавшуюся проблему, поскольку специфических жалоб у пациента нет.

От нашего собственного внимания к своему здоровью зачастую зависит и качество нашей жизни. Помните: профилактика всегда дешевле лечения! А специалисты сети офтальмологических клиник «Омикрон» всегда готовы вам помочь на пути к сохранению и восстановлению зрения.