Александр Габагуев: «Катаракта с каждым годом молодеет»

Вопрос хорошего зрения важен для людей различного возраста. Одно из наиболее распространенных заболеваний среди пациентов после 60 лет — катаракта. Существуют ли методы профилактики катаракты, и что делать, если врач поставил диагноз «катаракта». Эти и другие вопросы мы задали ведущему офтальмохирургу сети офтальмологических центров «Омикрон» Александру Габагуеву.

В каком возрасте может развиться катаракта?

Катаракта может развиться в любом возрасте. Бывают врожденные катаракты, бывают ювенильные, которые возникают в молодом возрасте, но, как правило, это заболевание возрастных пациентов.

Что влияет на появление катаракты?

Возрастные изменения. Если бы люди до ста лет доживали, то, наверное, у 100% населения катаракта в той или иной степени была бы. Катаракта считается нормальным возрастным изменением в организме человека после 60 лет. Кроме этого, в зрелом возрасте у многих людей имеются хронические заболевания. Хрусталик глаза реагирует на лечение этих заболеваний, что и провоцирует развитие катаракты.

В последние годы увеличилось количество относительно молодых пациентов от 40 лет. На такое раннее появление катаракты влияет применение различных лекарственных препаратов, например, при диабете или другом системном заболевании. Также оказывает воздействие облучение, интоксикация и применение гормональных препаратов.

Какие методы профилактики катаракты существуют?

Как таковых профилактических методов нет. Есть вредные привычки: алкоголь, курение. Курение влияет на весь организм, в том числе и на обменные процессы внутри глаза. Соответственно, у курильщиков катаракта может развиваться чаще, быстрее и интенсивнее.

Большое воздействие на хрусталик оказывает ультрафиолет. Всем людям, независимо от цвета глаз и наличия заболеваний показаны хорошие солнцезащитные очки. Солнце очень активное. Хрусталик в нашем глазу — это фильтр и защита сетчатки от ультрафиолета, и мы, в свою очередь, должны оберегать его от чрезмерного воздействия солнца.

Если человек пришел к офтальмологу, и у него обнаружили катаракту, что ему делать?

Все зависит от интенсивности помутнения хрусталика. Если катаракта приводит к снижению зрения, беспокоит пациента и мешает полноценно жить, то это показание к операции. Нужно хрусталик менять. Сейчас очень много активных пенсионеров, которые занимаются фотографией, вышивкой, путешествует, и для них качество зрения очень важно.

Современные хрусталики позволяют видеть хорошо. Если кроме катаракты у человека есть близорукость, дальнозоркость, астигматизм, то для таких пациентов существуют мультифокальные линзы. Эти линзы избавляют не только от катаракты, но и от очков. После операции человек видит хорошо и вдали и вблизи, и может радоваться жизни.

Опасна ли операция при катаракте?

Как у любой операции, при удалении катаракты есть процент осложнений, но он абсолютно минимален. Как правило, могут возникнуть воспалительные процессы. Чтобы этого избежать, перед и после операции назначаются противовоспалительные, антибактериальные препараты. Нужно понимать, что операция не проводится при обострении каких-либо хронических заболеваний. Пациент проходит обязательный осмотр у терапевта, сдает анализы, и только после этого его допускают к операции.

Во время самой операции на пациента закрепляются датчики для отслеживания его соматического состояния. Анестезиолог следит за сопутствующим состоянием пациента и, в случае необходимости, принимает меры.

Операция по удалению катаракты методом факоэмульсификации — современная малоинвазивная, малотравматичная процедура, она делается под местной капельной анестезией. Во время операции пациент чувствует прикосновения к глазу, но эти ощущения не влияют на общее самочувствие. Длительность процедуры в среднем занимает 10–15 минут. Все это время человек лежит на удобном мягком операционном столе.

Есть ли противопоказания к операции?

Основное противопоказание — это острые воспалительные заболевания глаз или организма в целом. Также операцию не проводят при неконтролируемой артериальной гипертензии, хронических заболеваниях в стадии обострения. Если у человека высокое артериальное давление, то к операции его не допускают. Хотя во время процедуры делается маленький прокол — 2 мм, но давление внутри глаза растет, и можно получить осложнения. В таком случае необходимо обратиться к кардиологу для нормализации давления.

Возраст для операции важен?

Возраст не влияет. И в 100 лет можно сделать операцию. Абсолютно нет противопоказаний к замене хрусталика по возрасту.

Есть ли медикаментозное лечение катаракты?

Не существует медикаментозного лечения. Есть много капель, которые якобы замедляют появление катаракты, но действие их не доказано. Нет такого препарата, который мог бы вылечить катаракту. Единственное доказанное лечение — это операция, другого не существует.

Если вы подозреваете, что у вас катаракта, лечение лучше начать вовремя. Обязательно посетите офтальмолога и пройдите комплексную диагностику зрительной системы. Это позволит специалисту точно определить очаги помутнения и дать рекомендации по лечению.

В офтальмологическом центре «Омикрон» работают профессионалы своего дела. Тысячи пациентов уже обрели здесь новое зрение.