Нет причин ждать, пока катаракта созреет

«Тише едешь — дальше будешь» не всегда работает: насколько опасно затягивать лечение катаракты

На приеме у офтальмолога вы услышали диагноз «незрелая катаракта» и рекомендации заменить хрусталик. Что же делать? Неужели не обойтись без операции? Может, подождать пока катаракта созреет?

Катаракта — распространенное заболевание. В большинстве случаев оно связано с процессом физиологического старения тканей, но бывает и результатом травмы или длительного приема гормональных препаратов. При этой патологии ткани хрусталик теряет эластичность и мутнеет. Он утрачивает способность пропускать лучи света, и зрение ухудшается, вплоть до слепоты. Из прозрачного и желеобразного хрусталик становится твердым, белесым камешком.

Катаракта очень редко развивается стремительно. Как правило, это процесс постепенный, в среднем от 6 до 15 лет, и проходит несколько стадий:

удаление катаракты, лечение катаракты
Катаракта может созревать 15 лет! В первое время симптомы появляются на фоне переутомления.

1. Начальная катаракта . Помутнения и уплотнения располагаются на периферии хрусталика, не затрагивают оптическую зону. Поэтому клинически этот этап может никак не проявляться. На фоне общего переутомления человек иногда замечает появление тумана перед глазами или мелькание точек, но эти симптомы обычно не причиняют серьезного беспокойства и быстро проходят. Пациент редко обращается с жалобами к специалисту.
  2. Незрелая катаракта. Помутнение распространяется на центральную часть хрусталика и значительно препятствуют прохождению света. При этом:
  • снижается острота зрения и вдаль и вблизи, очки не помогают;
  • ощущение тумана не проходит;
  • вокруг источников света появляются ореолы.

Если катаракта затрагивает только один глаз, бинокулярность зрения нарушается, и могут появиться головокружения и головные боли. Такие симптомы сложно игнорировать. Вот почему эта стадия самая распространенная по обращаемости к окулисту, а пациенты чаще всего слышат от врача именно про незрелую катаракту .

1. Зрелая катаракта. Наступает равномерное помутнение хрусталика. Теперь оно заметно даже окружающим — зрачок становится белым. Предметное зрение утрачивается. Человек ощущает только свет.
  2. Перезрелая катаракта. Хрусталик сморщивается, его структура разрушается. Благодаря доступности лечения катаракты, эта стадия встречается редко. Например, при некомпенсированном сахарном диабете, когда катаракта очень быстро прогрессирует.

Как же можно вылечить катаракту?

Существует только один способ избавится от катаракты — операция. Изменения, произошедшие в хрусталике, необратимы. Никакие лекарственные препараты или физиопроцедуры не смогут сделать его снова прозрачным. Чтобы вернуть зрение, необходимо избавиться от помутневшего хрусталика и заменить его искусственной линзой.

Удаление катаракты, лечение катаракты

В некоторых случаях при катаракте офтальмолог назначает витаминные комплексы и местные препараты в виде капель. Они улучшают обменные процессы в тканях хрусталика, укрепляют сосуды, снимают усталость. Но эта мера только приостановит дегенеративные процессы в хрусталике. Прозрачным он все равно не станет. Поэтому практиковать консервативное лечение и наблюдать за развитием болезни имеет смысл, пока человека устраивает качество его зрения. Когда ухудшение становится критичным, потребуется хирургическое вмешательство.

И все-таки для операции нужна зрелая или незрелая катаракта?

Еще сравнительно недавно для извлечения хрусталика требовалось ждать, когда катаракта станет достаточно плотной, то есть созреет. Пациент был вынужден несколько лет вести полуслепое существование. Такие операции были довольно травматичными: затвердевший, мутный хрусталик извлекался через разрез в 12 мм, на который потом накладывались швы. Период реабилитации был долгим.

Сегодня технические возможности микрохирургии глаза значительно изменились. Подавляющее большинство операций на катаракте проводится методом факоэмульсификации. Он позволяет оперировать хрусталик уже на ранних стадиях, когда первые признаки снижения зрения начинают беспокоить человека.

Современные технологии позволяют оперировать хрусталик на ранних стадиях. Затягивать с обращением к специалисту не стоит.

Через крошечный разрез в 1,5–2 мм, который потом без наложения шва сам герметизируется, хрусталик ультразвуком превращается в эмульсию и отсасывается. Остаётся его природная капсула, куда вставляется свернутая в трубочку искусственная гибкая линза. Линза расправляется и фиксируется.

Вся процедура занимает около 20 минут. Проводится она под местной анестезией, без госпитализации. На глаз накладывается повязка. На следующий день ее снимают, и пациент может видеть. Полностью зрение стабилизируется в течение месяца.

Чем опасно ждать созревания катаракты?

Затягивать с лечением катаракты чревато сразу с нескольких точек зрения.

• Пациент длительное время испытывает дискомфорт и не может нормально видеть. Это само по себе действует угнетающе, к тому же небезопасно. Особенно в пожилом возрасте. Человеку приходится ограничивать выходы из дома, ведь можно, например, не заметить препятствие или перепутать сигнал светофора.
  • Зрелая катаракта глаза способствует появлению сопутствующих патологий, приводящих к необратимой слепоте. Уплотнившийся хрусталик несколько увеличивается в размерах и препятствует циркуляции внутриглазной жидкости. Такой застой может привести к повышению давления в глазу (глаукоме), отмиранию зрительного нерва или отслоению сетчатки. При этом отсутствие зрения ошибочно принимают за зрелость катаракты.

Распознать появление этих патологий при запущенной катаракте сложно даже с помощью специальных офтальмологических приборов. Мутный хрусталик не позволяет обследовать состояние глазных отделов, расположенных за ним. Поэтому гарантировать хороший результат операции по замене хрусталика ни один врач не будет. Возможно, что дегенеративные процессы затронули и другие органы глаза.

• Чем плотнее хрусталик, тем сложнее протекает сама операция. Резко повышается вероятность осложнений во время вмешательства и на этапе реабилитации. Лечение же незрелой катаракты проходит с минимальными рисками. Это стандартный случай в хирургической практике и в списке услуг клиники. Более сложные случаи будут с повышающими коэффициентами.

Удаление катаракты, лечение катаракты

Существуют ли возрастные ограничения для операции на катаракте?

Операция незрелой катаракты очень хорошо переносится. Верхней возрастной планки не существует. Большинство пациентов старше 60 лет. Были и те, которым за 90. Однако есть тенденция к «омоложению» этих цифр, что связано с изменившимся образом жизни. Раньше человек преклонного возраста мог довольно долго мириться с не очень хорошим зрением. Теперь многие водят машину, работают за компьютером — и требования к качеству зрения уже другие.

Искусственные хрусталики последнего поколения способны не только вернуть зрение, которое было до начала катаракты. С ними человек сможет снова обрести способность видеть на любом расстоянии — и вдаль, и вблизи — и избавиться от очков навсегда! Имплантат не стареет и не требует замены со временем.

О том, какие бывают искусственные линзы и как их выбирать, у нас есть отдельная статья.

Если известен диагноз, а проблемы со зрением мешают жить полноценной жизнью, нет ни одной причины откладывать операцию, терпеть неудобства и подвергать свое здоровье дополнительным рискам!

Если вы хотите более подробно обсудить сроки лечения катаракты, узнать, каким ваше зрение будет после операции, обращайтесь к нам на консультацию. Врачи сети офтальмологических клиник «Омикрон» готовы провести необходимую диагностику и помочь вернуть зрение.

Пусть ваши глаза будут здоровы!