Как часто нужно бывать у офтальмолога?

Андрей Федотов: «Нет жалоб? Офтальмолог все равно вас ждет»

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире не менее двух миллиарда человек имеют нарушения зрения или не видят полностью. Половина этих случаев — следствие отсутствия профилактики или лечения. Офтальмологи, работавшие в советское время, когда диспансеризация была не просто формальностью, сегодня говорят о необходимости возрождения регулярных профилактических осмотров.

Как часто надо бывать на приеме у офтальмолога, чего боятся пациенты глазных клиник больше всего и к чему приводят запущенные стадии заболевания?

На эти и другие вопросы ответил главный врач офтальмологического центра «Омикрон» Андрей Федотов.

Как часто надо проходить осмотр у офтальмолога?

Комплексная диагностика зрения
Обязательно посещайте офтальмолога раз в год. Вы можете не замечать, как падает зрение.

Поначалу человек может даже не замечать, что у него падает зрение. Многие заболевания глаз протекают бессимптомно. Поэтому офтальмологи рекомендуют даже при отсутствии жалоб раз в год наведываться к ним в кабинет на диагностику органов зрения. В зависимости от возраста, наиболее часто встречаются определенные группы заболеваний. В детстве и молодости это, прежде всего, аномалии рефракции — близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие. В наиболее старшем возрасте появляются катаракта, глаукома, дистрофические заболевания сетчатки и пресбиопия. Они требуют несколько других подходов в лечении, организации медицинской помощи. Если в школах и детских садах существует система периодических медицинских осмотров, во время которых у ребенка можно выявить патологии, то взрослый человек зачастую обращается к врачу, только когда замечает у себя снижение зрительной функции. Ухудшение зрения вдаль или вблизи, дискомфорт, покраснение, появление боли в глазах, ощущение инородного тела — все это является поводом к обращению к офтальмологу. Причин, почему падает зрение, — множество. В каждом конкретном случае — своя тактика лечения.

Чего чаще всего боятся пациенты?

Главные опасения — ухудшение зрительной функции после каких-то вмешательств, активных способов лечения. Современные технологии и методы диагностики зрения позволяют практически полностью минимизировать фатальные осложнения, статистика в этом плане — позитивная. Желание человека вернуть потерянное зрение сильнее чувства страха, в конечном счете он решается и на визит к врачу, и на операцию. Встречаются пациенты, которые боятся боли во время процедуры. Вопрос анестезии имеет огромное значение. Нам помогают анестезиологи, которые в совершенстве владеют фармакологическими методиками подготовки пациентов, и современные анестетики. Мы преодолеваем и эти страхи.

Ну а тех, кто боится наркоза, успокаиваем: для хирургического вмешательства на уровне зрения полное отключение сознания пациента не требуется. Наркоз назначают крайне редко и исключительно по медицинским показаниям.

К чему приводят запущенные заболевания?

На начальной стадии болезней глаз гораздо проще минимизировать осложнения и избежать операции.

Самые печальные последствия встречаются при запущенной катаракте, если вовремя не провести операцию по замене хрусталика. Хрусталик — это белковая линза, в норме она прозрачная. При запущенных формах болезни может не только помутнеть, но и увеличиваться в размерах, перекрывать пути оттока жидкости — развивается вторичная глаукома. А это уже — угроза для зрения.

Мы могли бы помочь на операбельных стадиях. Но иногда человек настолько запускает заболевание, что у него развивается необратимая слепота. Нам остается только бороться с последствиями вплоть до удаления глаза, если есть выраженный болевой синдром.

Запущенные формы заболевания могут привести к серьезным последствиям

Какой путь проходит пациент от первого обращения до выздоровления?

Пациент по телефону записывается на комплексное обследование, в назначенный день ему проводится комплексная компьютерная диагностика зрения. После чего наш врач дает свое заключение. Если необходимо хирургическое лечение, мы разрабатываем стратегию и подбираем метод операции. Выдаем памятку, каких специалистов нужно пройти и какие анализы сдать. Через 1–2 недели, когда у пациента на руках есть результаты всех обследований, согласовываем дату операции. У нас нет очередей. Стараемся помочь в максимально короткие сроки. Так что не стоит бояться и затягивать визит в клинику.

В офтальмологическом центре «Омикрон» работают лучшие врачи Сибири. Тысячи пациентов уже доверили им свое зрение. И как вы смогли убедиться, доктора — не только профессионалы своего дела, но и интересные рассказчики.