Почему иногда зрение после лазерной коррекции ухудшается

Может ли ухудшиться зрение после лазерной коррекции? Мифы и реальные причины снова носить очки

«Вопрос, может ли испортиться зрение после операции, задают все пациенты, которые уже сделали лазерную коррекцию и те, которые ее только планируют» — рассказывает основатель сети офтальмологических центров «Омикрон» Александр Падар. «Если коротко — вероятность ухудшения зрения после лазерной коррекции есть. Причины тому могут быть самые разные. И совсем не обязательно они связаны с хирургическим вмешательством».

Чтобы было проще разобраться, что в реальности происходит со зрением после коррекции, мы разложили все случаи по категориям:

• то, чего не может быть;
  • это естественно и предсказуемо;
  • срочно к врачу!

Итак, начнем с того,

Что не случится никогда

Можно ли ослепнуть от лазерной коррекции зрения? — Нет. За всю историю существования метода восстановления зрения лазером не было зафиксировано ни одного случая слепоты от этой процедуры.

Слепота после лазерной коррекции пациентам не грозит

Толщина роговицы в среднем — 500 мкм. Это всего полмиллиметра. 300 мкм из 500 во время лазерной коррекции остаются нетронутыми, чтобы не нарушился каркас роговицы. Оставшиеся 200 мкм, а иногда и меньше, — это и есть поле для операционных манипуляций. Лазер фокусируется на нужную глубину с невероятной точностью, которая программируется и контролируется машинным интеллектом. Даже самые первые модели лазеров, которые еще не умели автоматически прерываться, если пациент отводил взгляд в сторону, не могли быть причиной фатального ухудшения зрения.

Что можно предсказать до операции

Зрение после лазерной коррекции постепенно будет ухудшаться? — При определенных обстоятельствах это весьма вероятно. В организме человека происходят естественные изменения, которые могут стать причиной падения зрения после лазерной коррекции:

• Старение и, как следствие, — пресбиопия. Пациентам после 45 могут понадобится очки для чтения и работы вблизи.
  • Прогрессирование болезни. Такие заболевания, как сахарный диабет, а также некоторые глазные патологии с течением времени приводят к ухудшению зрения. Их выявляют еще на этапе предоперационного обследования, и пациенты обязательно заранее предупреждаются о возможных рисках в будущем.
  • Естественные роды. При высокой и средней миопии нагрузки во время потужного периода могут ослабить оболочки глаза, и он может немного вытянуться. Может появиться минус.
  • Колебания остроты зрения во время восстановительного периода. После операции зрение стабилизируется не сразу. Домой пациент уходит без диоптрий. Однако потом могут появляться и исчезать признаки гипер- или гипокоррекции. Как правило, с утра фокусироваться труднее, к вечеру — легче. Это не повод паниковать. Мозгу нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и успевать обрабатывать новую, хлынувшую на него зрительную информацию.

Многие отмечают, что после лазерной коррекции один глаз видит хуже . В большинстве случаев — это вариант нормы. Заживление тканей роговицы происходит неравномерно на обоих глазах. Надо набраться терпения и дождаться, когда рана полностью закроется.

Комплексная диагностика зрения
    После лазерной коррекции один глаз может видеть хуже. Ничего страшного — просто дождитесь полного заживления раневой поверхности глаза.

А вот это повод обратиться к врачу!

Резко упало зрение после лазерной коррекции зрения, что делать? — Нужно обязательно обратиться в клинику, чтобы разобраться в причине тревожных симптомов:

• если ухудшение зрения произошло стремительно и неожиданно;
  • если появились сильные болевые ощущения;
  • если появилось выраженное покраснение глаза;
  • если есть яркие вспышки света перед глазами;
  • если трудно фокусироваться на предметах и вблизи и вдали спустя несколько месяцев после операции.

Почему вдруг ухудшается зрение после лазерной коррекции

Идеально выполненная операция и хорошее состояние здоровья пациента до лазерной коррекции зрения — еще не все, что нужно для отличного зрения после. Что же может пойти не так?

После операции очень важно не допустить воспаления

1. Воспалительный процесс. Пока роговица не зажила полностью, она очень уязвима для инфекций. Нужно строго соблюдать врачебные рекомендации в ранний послеоперационный период: соблюдать гигиену, следовать графику приема лекарств, защищать глаза от попадания инородных тел.
  2. Травмирующее механическое воздействие на роговицу. Если операция проводилась методом LASIK, первое время прикасаться к глазам, тереть их и даже сильно зажмуривать не рекомендуется. Роговичный лоскут может сместиться, на нем могут образоваться складки. Это может стать причиной ухудшения зрения и появления астигматизма после лазерной коррекции. В этом случае в условиях операционной проводят репозицию лоскута, появившиеся складки расправляют.
  3. Воздействие УФ-лучей. Яркий солнечный свет негативно воздействует на глаза. Темные очки с хорошим УФ-фильтром — обязательный атрибут в послеоперационном периоде.
    Яркий солнечный свет провоцирует ухудшение зрения после коррекции. Не забывайте надевать солнцезащитные очки!
  4. Сигнал начала развития глазной патологии. Коррекция рефракции глаза не избавляет от риска развития других глазных болезней, поэтому не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у офтальмолога. Так, например, лазерная коррекция миопии не меняет форму глазного яблока. Она по-прежнему останется вытянутой, а сетчатка перерастянутой. Сетчатка может истончаться и отслаиваться в местах прикрепления. Таким пациентам, независимо от того, была ли сделана лазерная коррекция или нет, нужно ежегодно проводить осмотр глазного дна.
  5. Помутнение роговицы. Это осложнение после лазерной коррекции методом ФРК. Чем больший минус или плюс был откорректирован, тем больше риск заживления роговицы с помутнением. Обычно оно самостоятельно проходит через месяц, но иногда длится несколько месяцев и требует медикаментозного лечения.

Итак, если вы заметили снижение зрительной функции после операции, лучше всего посетить офтальмолога. Он выявит причину и подберет правильное лечение.

Возможно, нарушение носит временный характер и пройдет после восстановительного периода. Но может потребоваться прием лекарств или даже хирургическое вмешательство.

В некоторых случаях, в отдаленном периоде времени, возвращение очков для близи или для дали естественно. При наличии желания пациента и достаточной толщины роговицы врач предложит провести докоррекцию зрения.