Что такое пресбиопия и как ее лечить?

Пресбиопия: когда ее ждать и можно ли вылечить?

Возрастную дальнозоркость многие ассоциируют со старостью. Но случается, что человеку ещё и 40 нет, а вдеть нитку в иголку становится не просто: перед глазами все расплывается. И книгу теперь комфортнее читать на вытянутой руке. Глаза при этом все равно быстро устают и начинают болеть. Неужели это старость?

Не стоит раньше времени записывать себя в старики, однако эти симптомы — повод обратится к офтальмологу за консультацией. Не ждите, когда дискомфорт от нарушения зрения будет больше, и руки станут «слишком коротки», чтобы читать или работать с мелкими предметами. Большинство патологических процессов в организме на ранней стадии можно купировать, или затормозить их развитие.

Скорее всего, на приеме у врача вы услышите диагноз не «дальнозоркость», а «пресбиопия». Что же это такое?

Что такое пресбиопия

С возрастом сложнее сфокусироваться на близко расположенных предметах. Глазные мышцы теряют тонус, даже если у вас «единица».

В норме человеческий глаз хорошо видит на разных расстояниях. Мы переводим взгляд на предметы вдали или вблизи, кривизна хрусталика меняется, и изображение проецируется на сетчатке. Эта способность глаза называется аккомодацией.

С возрастом хрусталик постепенно теряет свою эластичность, а мышцы, благодаря которым он меняет форму, — тонус. Фокусироваться на близко расположенных предметах становится сложнее, зрение вдаль при этом сохраняется.

Когда появляется пресбиопия

Снижение аккомодационных способностей глаза начинается еще в подростковом возрасте. К 38–43 годам оно достигает той степени, когда появляются затруднения при зрительной работе вблизи.

Если у пациента уже была дальнозоркость, то из-за дополнительной нагрузки на аккомодацию пресбиопия развивается несколько раньше, в возрасте 30–35 лет, если близорукость — позже.

Профессиональная деятельность пациента также может ускорять развитие пресбиопии, если она связана с повышенной зрительной нагрузкой вблизи (ювелиры, микрохирурги, лаборанты). Физиологически хрусталик человеческого глаза не приспособлен к постоянному видению на близком расстоянии.

К группе риска относятся и люди, работающие за компьютером, а также те, кому приходится читать большие объемы текстов.

Основные симптомы пресбиопии:

• Снижение зрения вблизи — фокусировка ухудшается на расстоянии 40–50 см.
  • Быстрая утомляемость глаз во время чтения, работы за компьютером и с мелкими предметами.
  • Головные боли после интенсивной зрительной нагрузки, в основном за глазницами и в области лба. После непродолжительного отдыха они проходят самостоятельно, не требуют приема медикаментов.

Диагностика пресбиопии

Одних только специфических жалоб для постановки диагноза «пресбиопия» недостаточно. Симптоматика может быть связана и с другими причинами ухудшения зрения.

Поэтому спешить к оптометристу в аптеку за рецептом на очки или покупать готовые на рынке — не самое правильное решение.

Точно ответить на вопрос, в чем причина изменения зрения, врач сможет на основе объективных данных комплексного обследования глаз. Возраст пациента, характер его работы и хобби при этом обязательно учитываются.

Комплексная диагностика зрения

Симптомы пресбиопии начинают появляться в том возрасте, когда проходить обследования у офтальмолога рекомендуется обязательно не реже раза в год. Поскольку повышается риск развития многих других заболеваний (например, глаукомы, катаракты, макулодистрофии).

Чтобы быть уверенным, что нет других патологических изменений, лучше пройти комплексную диагностику зрения, не ограничиваясь только проверкой рефракции и подбором очковой коррекции.

«На консультацию пациенты приходят с конкретной жалобой, — поясняет основатель сети клиник «Омикрон» Александр Падар, — например, глаз покраснел или болит. Врач преимущественно уделяет внимание именно этой проблеме. Комплексная диагностика дает представление о функциональном состоянии всех отделов глазной системы».

Методы коррекции пресбиопии

Как только врач определился с причиной специфических жалоб пациента, можно приступить к выбору способа коррекции зрения. Есть несколько вариантов помочь пациенту с пресбиопией: оптический, микрохирургический и лазерный методы.

Надеть очки, заменить хрусталик или сделать лазерную коррекцию — есть несколько вариантов, как помочь пациенту с пресбиопией.

1. Очки. Это самый простой и самый распространенный способ.

Есть очки для работы на близком расстоянии. Они будут корректировать зрение на одном расстоянии, привычном и необходимом для конкретного пациента.

Очки с бифокальными линзами имеют два фокусных расстояния: вдаль и 40–50 см. Очки с прогрессивными линзами — три: для дали, среднего и близкого расстояния.

Вариант оптической коррекции — контактные линзы. Обычно его предпочитают люди, ведущие активный образ жизни.

2. Хирургическое лечение пресбиопии. Оно предполагает замену утратившего эластичность хрусталика на специальную искусственную линзу. Метод особенно показан при наличии сопутствующих патологий хрусталика.
  3. Лазерная коррекция. Она подойдет тем, кто по каким-то причинам не может носить очки и к радикальному хирургическому вмешательству не готов. Способ лазерного лечения пресбиопии развивается быстрыми темпами, и в настоящее время в практике хирургов-офтальмологов несколько методик. Но важно сказать, что не все офтальмологи признают этот метод из-за нестабильного эффекта.

Все способы имеют свои плюсы и минусы. Выбор определяется состоянием отделов глаза и индивидуальными потребностями человека.

Комплексная диагностика зрения

Если работа и образ жизни позволяют обходиться пока без коррекции, то целесообразнее ее отсрочить: отодвинуть монитор подальше, шрифт сделать крупнее, обеспечить рабочее место дополнительным освещением. Короткие, но регулярные перерывы, чтобы пройтись, посмотреть в окно, помогут снизить нагрузку на глаза.

При легкой степени пресбиопии хорошо зарекомендовала себя зрительная гимнастика. О ней у нас есть отдельная статья.

Витаминные капли и капли, стимулирующие работу сосудов, также помогут улучшить питание тканей глаза и их работу. Какое-то время эффект от их применения будет заметным.

Совсем отказаться от коррекции не получится. Дальнейшее прогрессирование пресбиопии без коррекции зрения снижает качество жизни, вызывает раздражительность, нервозность и может привести к проблемам с сетчаткой.

К сожалению, пресбиопия является прогрессирующим состоянием. Но прогноз у нее всегда благоприятный, что не исключает, однако, периодической смены коррекции для зрения вблизи и регулярного наблюдения у офтальмолога.

Будьте внимательны к себе! И здоровья вашим глазам!