Можно проводить лазерную коррекцию зрения при сахарном диабете?

Сахарный диабет и лазерная коррекция зрения

Несмотря на то, что лазерная коррекция зрения — малоинвазивная операция и принадлежит к числу самых распространенных хирургических вмешательств, проводить ее можно не всем. Основанием для отказа может служить наличие такого эндокринного заболевания, как сахарный диабет.

Почему при диабете лазерная коррекция зрения может быть противопоказана?

Лазерная коррекция зрения
Диабет накладывает серьезные ограничения на хирургическое вмешательство, в том числе — и на лазерную коррекцию.

Диагноз накладывает ограничения на методы лечения. При декомпенсированном сахарном диабете с наличием офтальмологических осложнений (например диабетическая ретинопатия), противопоказаны любые хирургические манипуляции, в том числе и лазерная коррекция зрения. Причин тому несколько:

Во-первых, обменные процессы у диабетиков нарушены, а вместе с ними нарушены и процессы регенерации. Велика вероятность, что после операции у пациента возникнут осложнения, и восстановительный период затянется.

Лазерная коррекция зрения

Во-вторых, пациенту с сахарным диабетом ни один врач не сможет гарантировать, что результат рефракционной коррекции лазером будет стабильным на долгие годы.

Ухудшения зрения в дальнейшем могут быть связаны с прогрессированием основного заболевания. Постепенно повреждаются кровеносные сосуды глаза, кровоснабжение ухудшается и развиваются такие патологии:

• ретинопатия — поражаются мелкие сосуды сетчатки, возникают кровоизлияния, что может ухудшить остроту зрения;
  • катаракта — хрусталик мутнеет раньше и быстрее, чем у обычных людей;
  • глаукома — повышается внутриглазное давление. Она также развивается у диабетиков гораздо чаще и в запущенных случаях приводит к утрате зрительной функции.

По данным ВОЗ сахарный диабет является одной из основных причин слепоты. Тем не менее, диабет относится не к абсолютным, а относительным противопоказаниям к лазерной коррекции зрения , и в некоторых случаях для пациентов с этим заболеванием операция по устранению миопии, астигматизма или дальнозоркости все-таки целесообразна.

В каких случаях лазерную коррекцию зрения при диабете все-таки проводят?

Многое зависит от длительности и тяжести протекания болезни. Так, например, ретинопатия крайне редко выявляется в момент постановки диагноза. Однако через 20 лет после начала заболевания она есть практически у всех больных сахарным диабетом.

Не менее важно качество лечения, которое получает больной. Сахарный диабет — хроническое заболевание и требует поддерживающей терапии и контроля состояния на протяжении всей жизни пациента. Это необходимо не только чтобы удерживать содержание глюкозы в крови на должном уровне, но и вовремя выявлять и лечить различные сопутствующие патологии.

Пациент предварительно всесторонне обследуется. Решение об операции принимается совместно с эндокринологом на основе анализа полученных данных.

Решение о проведении лазерной коррекции зрения принимается офтальмологом и эндокринологом на основе анализов пациента.

В основном лазерную коррекцию зрения при диабете проводят людям:

• молодым;
  • трудоспособным;
  • с компенсированным сахарным диабетом
  • при отсутствии осложнений диабета

Тщательный отбор пациентов перед операцией по коррекции зрения — вынужденная необходимость, чтобы свести риски осложнений в восстановительном периоде к минимуму.

Какие методики лазерной коррекции зрения подходят диабетикам?

Выбор методики обсуждается с каждым пациентом индивидуально. У каждой технологии есть свои особенности, и предпочтение будет отдано той, которая сможет обеспечить максимально легкое восстановление роговицы в каждом конкретном случае.

Лазерная коррекция зрени

Чаще других рассматривается вариант Femto LASIK, при котором механическое воздействие на роговицу полностью отсутствует, а роговичный лоскут для доступа к средним слоям роговицы формируется с предельной точностью, что позволяет ему лучше адаптироваться в восстановительном периоде.

Однако даже при успешном заживлении тканей после лазерной коррекции рефракции все равно остается вероятность снижения зрения в отдаленном периоде, о чем пациенты перед операцией обязательно предупреждаются.

Можно ли делать лазерную коррекцию зрения, если есть признаки диабетической ретинопатии?

Механизм появления и развития ретинопатии сложен и многообразен. Даже при ранней диагностике патологии и при максимально стабильной компенсации сахарного диабета обсуждать с офтальмологом возможность лазерной коррекции зрения следует уже после лечения самой ретинопатии. Иначе устранение дефекта рефракции обернется впустую потраченными деньгами, временем и силами.

Есть эффективный метод лечения диабетической ретинопатии — лазерная коагуляция сетчатки . При своевременном выявлении изменений сосудов сетчатки она позволяет затормозить развитие патологии в подавляющем большинстве случаев.

Больным сахарным диабетом особенно важно не пренебрегать офтальмологическими осмотрами и проводить диагностику сетчатки не реже, чем раз в год. При беременности чаще — каждые 3 месяца. А при неожиданном снижении остроты зрения обследование должно быть проведено незамедлительно.

Благодаря интенсивному развитию лазерной микрохирургии глаза возможности помощи пациентам с диабетом расширяются. Методики вмешательства улучшаются, и рисков возникновения инфекции или плохого заживления раневой поверхности роговицы становится меньше.

Людям с компенсированным сахарным диабетом , которым для улучшения зрения традиционные очки или контактные линзы по какой-то причине не подходят, есть смысл обсуждать возможность лазерной коррекции с офтальмологом.

Если вопрос о лазерной коррекции зрения при сахарном диабете для вас актуален, обращайтесь к нам за консультацией! Врачи сети офтальмологических клиник «Омикрон» готовы оказать профессиональную помощь как на этапе диагностики органов зрения, так и при выборе подходящего лечения.