Лазерная коррекция позволяет вернуть хорошее зрение и отказаться от очков и линз. Эта технология дает высокий результат. До операции врач может прогнозировать, какое зрение получит пациент в итоге, и будет ли оно 100%. О том, что происходит в операционной и может ли что-то пойти не так, мы спросили офтальмохирурга сети офтальмологических центров «Омикрон» Павла Сергеевича Конева.
Павел Сергеевич, Вы помните свою первую операцию? Расскажите о ней.
Да, я помню свою первую операцию. Выполнял ее под чутким руководством своего наставника Олега Анатольевича Волкова. Это было волнительно, но особенно не переживал, так как видел достаточное количество операций предварительно. В голове все было настроено до автоматизма. Осталось только сесть и начать делать. Первая операция была методом ФРК, дальше постепенно стал делать LASIK и FemtoLASIK.
Во время операции Вы говорите что-то пациентам, комментируете ход операции?
И я, и Олег Анатольевич, мы всегда с пациентом общаемся, всегда говорим какой этап и что сейчас происходит:
-
«сейчас будет звук странный»;
-
«ставим векорасширитель, будут неприятные ощущения»;
-
«смотрите в одну точку»;
-
«сейчас механизм пожужжит, лазер потрещит».
Об этом и о другом мы разговариваем с пациентами, стараемся спрашивать о самочувствии, особенно, когда переходим с одного глаза на другой. Подбадриваем, если это необходимо. Врачи-офтальмохирурги находятся в постоянном контакте с пациентами.
Многим людям сложно решиться на лазерную коррекцию зрения. Что может быть аргументом в пользу операции для пациента?
Часто сталкиваемся с пациентами, у которых просто нет другого выхода — они приходят оперироваться по профессиональным показаниям. Например, жесткие требования при работе на высоте, когда зрение должно быть близким к 100%, либо 100%. У пациентов нет выбора — они просто приходят на операцию и даже не боятся, не волнуются. У них больше страх потерять работу. И такие пациенты уже настроены, их не нужно настраивать на операцию.
В целом операция является не жизненно необходимой, она косметическая. Если пациент устал от очков, от ношения контактных линз, то эта операция прекрасная альтернатива таким средствам коррекции. Потому что лазерная коррекция предсказуема, у эксимер-лазерных операций очень большой накопленный физический опыт во всем мире. Такие методы как LASIK, FemtoLASIK и ФРК хорошо зарекомендовали себя. Поэтому бояться здесь ничего не нужно. Лазерная коррекция зрения — это отличный вариант хорошо видеть, не искать утром очки на полке постоянно, на тумбочке. Не щуриться, не жмуриться, когда вы находитесь где-то без очков. Просто жить полноценной жизнью после операции. Я считаю, это очень хороший вариант, тем более лазерная коррекция сейчас стала доступна по цене. Почему бы ее не сделать?
Может ли во время операции пойти что-то не так? Есть ли вероятность ошибки?
Лазерная коррекция делается поверхностно на роговице и не требует дополнительного попадания в организм. Излучение лазера, которое заложено в оборудовании, не мощнее, чем необходимо для операции.
Кроме того, лазер программируется компьютером, а вся процедура имеет несколько этапов контроля. Поэтому ошибка практически невозможна.
Контроль проводится в несколько этапов:
-
оптометрист и врач;
-
врач и аппаратное обследование;
-
врач и пациент — уточнение и сверка данных;
-
расчеты данных для внесения в лазер;
-
контроль инженером этих данных.
В момент самой операции врач смотрит и на историю, и на то, что ввел инженер — монитор находится всегда рядом.
За годы с момента первой операции в мире накоплен огромный опыт проведения операций. Здесь все делается по стандарту, отступлений никаких нет. Было прооперировано очень много пациентов, в том числе и в нашей клинике.
А что будет, если отключится электричество во время операции?
Даже если электричество отключится полностью, лазер будет работать автономно. У него есть дополнительная батарея, которая позволит ему завершить операцию, если она была начата.
Люди боятся, что они моргнут или глаз дернется во время операции. Может такое быть?
Здесь все очень продуманно. В момент операции нельзя моргнуть из-за специального прибора — векорасширителя, который устанавливается на веки.
По поводу отвести глаз. В момент, когда начал работать лазер и пациент неожиданно отвел взгляд от центральной фиксирующей точки, лазер это заметит. Есть специальная система Eye tracking, которая следит за зрачком, за положением глаза, и если вдруг зрачок ушел в сторону от центра, лазер прекращает работу и начинает ее в дальнейшем, когда пациент вернул глаз на центральное положение, с того места, где остановился.
Павел Сергеевич, почему Вы выбрали профессию офтальмохирурга?
Я выбрал эту профессию потому, что влюблен в лазерную хирургию за ее технологичность, малую инвазивность и высокие показатели эффективности для пациентов офтальмологического профиля.
Благодарим Вас, Павел Сергеевич, за интервью!